soraman (soraman) wrote,
soraman
soraman

Categories:

Геннадий Егоров. Чуваши - булгары по происхождению


См. Егоров Геннадий Петрович.
Воcкресение шумеров. Чебоксары, Атал, Изд. 2, 1993, С. 38-5

1 | 2

 Suraman.narod.ru (c). После взятия Казани казаки очищали землю отцов от сохранившихся отрядов татаро-монгол и освободили от неприятеля пространство до Астрахани. Чувашский народ тем временем, окрыленный свободой, в честь победы над захватчиком воздвигнул в Казани многоярусную башню. По своей архитектуре она неповторима. В ней нет ни Азии, ни Востока, ни Европы. Башню назвали в честь чувашки-амазонки, принявшей активное участие во взятии Казани — Судам Пике (огонь-красавица). Башня сегодня — одна из достопримечательностей города Казани.

 У Ивана Грозного взятием Казани разыгрался аппетит. Он не отказался от захватнической политики, от коварных замыслов лишить исторических земель и свободы чувашский народ. Начались конфликты. Весной 1557 года, как уведомили царские дипломаты ногайцам, «царь велел с Волги всех казаков сослать» (Р. Скрынников. Ермак, М. 1986 г. стр. 15.) Государь послал на Волгу «замену» казакам — вооруженные отряды Степана Кобелева и Ляпуна. Филимонова. Первый отряд закрыл дорогу казакам с Волги на Дон, второй — расположился на Термезе. Казаки-герои взятия Казани, недавно очистившие Атал от неприятеля до Астрахани, обманулись. Поняв случившееся и оценив ситуацию они повели себя соответствующим образом. Это было началом войны казаков против Руси.

Поддерживая своих рыцарей, поднялся на борьбу весь чувашский народ. (Годы не указаны). Начиная с 1557 года до похода Ермака в Сибирь приводимые в источниках даты спорные. Поэтому датирование тех или иных исторических событий могут быть уточнены после изучения царских указов и спрятанной библиотеки Ивана Грозного). В книге «Ермак» говорится о восстании черемисов. «Царское правительство вынуждено было направить против восставших крупные военные силы. Им удалось подавить восстание лишь после упорной трехлетней войны», — пишет Р. Скрынников (Ермак, стр. 42). А мы говорим о «добровольном вхождении» в состав русского государства. Чувашский народ столько натерпевшийся, переживший от татаро-монгол в лице русских увидел не освободителей, а новых завоевателей. Русь использовала чувашский народ и казаков для победы, потом «хорошо отблагодарил» за это. Словом, сценарий прошел по Ивану Грозному.

По предположению пожилых в период восстания народа Иван IV пригласив чувашского царя, преданных ему князей и атаманов якобы на переговоры в Москву, по прибытии на место оковал их в кандалы и бросил в подземелье Москвы. Как бы тяжело ни было в период татаро-монгольской резни и 300-летнего гнета, чаваш патши (царь) всегда был вместе с народом. Царь не мог покинуть благословение предков в беде. Бог доверил ему народ. Следовательно, отлучить от народа мог только Он. Против чувашского царя и атаманов Иван Грозный применил силу, предательски заманив их в ловушку. Летописи кое-что должны прояснить в этом плане. Чувашские цари по традиции носили перстни. Жизнь полна неожиданностей. Возможно, еще обнаружим эту реликвию. Может быть в музее, может в личной шкатулке одного из собирателей необычного, может в подземелье рядом с кандалами. Это печальное событие произошло в 1557-1560 годах. У Ивана Грозного, видимо, отсутствовало благородство, чувство чести, достоинства, коль прибегнул к такой низости, ради достижения своих безнравственных замыслов. Настоящий царь никогда не позволит себе так низко пасть, не поднимет руку на человека, стоящего к нему спиной.

Подавив восстание народа, Иван IV приступил к истреблению казаков. На Волге казаками руководил атаман Ермак Йармак (Ермак) — чувашское имя. Есть село с названием Йармак в Моргаушском районе Чувашской Республики. Прозвище атаману было — Тукмак. В понимании казаков Тукмак означало (такое же значение в чувашском языке) — деревянная колотушка. Казаки Йармака беспощадно грабили царские суда, разоряли купцов. На своих легко управляемых судах они устраивали неожиданные нападения на царские караваны. Австрийский посол С. Герберштейн отметил, что «чуваши отличаются хорошим знанием судоходства... самые искусные стрелки» (История ЧАССР, стр. 56). Отсюда, надо полагать, казаки чувствовали себя на реке Атал как рыбы в воде.

«Стольник Иван Мурашкин, предводительствуя сильным отрядом, многих из них взял и казнил; но другие не смирились, уходили на время в пустыни, снова являлись» — говорится в Предании века (Н. М. Карамзин, стр. 620). Описывая этот период, в летописи отмечено: «Казаки аки волки... В них старейшина атаман Ермак». Казаки, оказавшие неоценимую помощь Руси во взятии Казани и в освобождении Волги от неприятеля, буквально были преданы глумлению. В книге «Ермак» говорится: «Оставшиеся, в своем кругу посовещавшись, ушли на Урал». Более триста лет мечтавшие об отчем крае, о собственном могучем государстве казаки снова вынуждены были скитаться по чужим краям.

В этот период на «новые владения» Руси начали вторгаться вооруженные отряды Кучюма. Эти события сохранились в памяти чувашского народа. Кучюм, согласно сказания, был послом татарского хана. Желая вернуть потерянные владения, он неоднократно' совершил нападение на чувашские села (Кучём варе. Народные сказания. Ч. 1987, с. 330). В связи с вторжением отряда Кучюма Иван IV высочайше повелел: «Сослать Ермака с казаками в Сибирь, дабы покрыть вины свои усмирением остяков и вогуличей... Изменников (непокорных казаков— авт.) перевешать» (Н. М. Карамзин. Предание века, стр. 622). В 1582 (?) году Йармак, собрав своих казаков в количестве 540 человек отправился в поход. Его «покорность» осудил атаман Барбош, находившийся в то время на Урале (Парпош — чувашское имя). Надо полагать, атаман Йармак согласился выступить против Кучюма только с целью оградить чувашский народ от набегов татар, желая уничтожить последние отряды бывшего Казанского ханства. Йармак разбил войско Кучюма. Сообщить о своей победе послал казака Черкас Александрова с отрядом в 25 человек. В летописи это событие отмечено: «Прибыл сеунче атаман (атаман-победитель)*. В сибирьском походе был один атаман — Йармак. Прибывший сообщить о победе был близкий к атаману казак. Летописец не понимал значение слова сеунче (слава Богу, хоть записал в искаженном виде). Несший весть о победе говорил на чувашском языке — $ёнчё атаман (атаман победил). Слово победил (сенче) записано сеунче. Надо пологать, что казак Черкас говорил в Москве именно те слова, которые просил передать Йармак. Атаман послал в Москву, безусловно, преданного ему человека. Тогда выходит, что сам Йармак (Тукмак) и его казаки говорили на чувашском языке. Это подтверждается сохранившейся в народе молвой, которая гласит: «Путь в Сибирь для Руси открыли чуваши». Р. Скрынников также приводит в книге чувашские слова: «Казаки беглых и плененных называли ясыр, некоторых карчиг». Ясыр — сохранившееся слово от чувашского йатсар (без имени), карчиг — это карчак (старуха). Людей ворчливого нрава чуваши называют карчак.

«Царь Кучюм против Йармака собрал войско со всех улусов, укрылся на Иртыше под горою Чувашьею», — пишет Н. М. Карамзин (Предание века, стр. 623). Название реки Иртыш, efe притоков легко объясняются на чувашском. Как сохранилось в Сибири название горы Чаваш? Видимо, она именована задолго до нашествия татаро-монгол, еще до переселения чувашей (шумеров) со Средней Азии на Северный Кавказ. Место, бузусловно, связано с жизнью и прошлым чувашского народа. В этих местах (по предположению историков) погиб легендарный атаман Тукмак. Живет противоположное мнение: Йармак не погиб, а скрылся с гла Ивана Грозного, оставляя в место себя казака-двойника. П указанию царя (до похода в Сибирь) многие казаки Ермака был повешаны. Поэтому громогласные воспевания о «служении царю и покорности» атамана, являвшегося для молодых казаков примером непобедимости, храбрости, мужества, верности казачьим законам, очень и очень сомнительные. Поход в Сибирь для Йармака был взлетом Его Звезды, в то же время хорошо продуманным тактическим ходом. По сегодняшний день говорят о двойнике атамана. Эта молва возникла не оттого, что кому-то так захотелось. У него был двойник. Атаман являлся не только непобедимым и бессмертным рыцарем, также умнейшим полководцем. Славу, почет и уважение казакам он добыл. Но в то же время хорошо видел коварство Ивана Грозного. Йармак, чувствовавший себя на Волге как рыба в воде, в то же время целый и невредимый (и не раненый), утонул в мелкой речушке? В это никто не поверит. Таким «путем» скрылся двойник атамана.

Период жизни Йармака для чувашей был тяжелым периодом. Несмотря на это дочери и сыны народа из глухих лесов сегодняшней территории республики начали возвращаться на исторические земли. •В 16-17 веках на священных землях отцов появились сотни чувашских сел и деревень. По сохранившимся в памяти народа воспоминаниям о хлебных полях, лугах, водах предков, чуваши переселились на Каму, на сегодняшние территории Ульяновской, Самарской, Саратовской, Пензенской областей. Практически в 17 веке, часть свободных исторических земель была охвачена народом.

Гремела слава казаков, но раны, полученные от учиненных над ними жестоких расправ, не заживали. В начале 17 века грянуло «смутное время». Казаки, составившие ядро повстанческой армии, осадили Москву. Следуя традициям атаманов, во второй половине 17 века Степан Разин поднял на борьбу донских казаков. Его считают преемником Йармака на Волге. Рыцари Разина не только грабили царские суда, разоряли русских купцов, по прошествии времени начали крупномасштабную войну против Руси. В 1772 году восстали яикские (уральские) казаки. Это восстание было жестоко подавлено царским правительством. Вскоре талантливый полководец, борец за свободу народа, прославленный отвагой, мужеством, силой, одаренный умом атаман Емельян Пугачев засиял во всем величии. Он хотел покорить всю Русь. И это восстание казаков было жестоко подавлено.

Происшедшие события говорят сами за себя. Бог казаков родил из шумеров (чувашей). Все старания историков связать их происхождение со славянами и тюрками лишены под собой основания. Казаки вели непримеримую войну против татар с первых дней нашествия захватчиков на Чувашское государство Пулкар. Какое было отношение правителей Руси к казакам в период Казанского ханства видно из этих строк: «Москва исподволь поддерживала войну казаков против ордынцев. Но как только их действия приводили к осложнениям или наносили ущерб царской казне либо союзникам, власти отказывались нести за них какую бы то ни было ответственность и призывали ордынцев к истреблению их. При этом разъясняли туркам и татарам, что казаки не являются подданными царя.» (Р. Скрынников. Йармак. М. 1986, с. 10). Эти строки обнажают действительность. Казаки не были подданными царя, не были войском Руси, не были русскими. Своих воинов, сынов своего отечества ни одно государство не отдаст на истребление. А Русь от чувашских рыцарей отказалась без зазрения совести. Эта «благосклонность» царского правительства была хорошо известна казакам. Одним словом, атаман Сара Асман и его казаки не без причины «многое лихо учинили» на землях Руси и ушли на Дон. А причину, из-за которой началась война казаков против Руси после взятия Казани, вы уже знаете.

В БСЭ говорится: «Степан Разин наблюдал издевательское отношение царской администрации и военноначальников к казакам» (т. 35, с. 619). Царю казаки нужны были только как солдаты, способньг'на все ради порабощения народов и захвата новых земель. Видимо, понимая действительность, брат Степана — Иван Разин увел предводимый им отряд казаков с рус с ко-польской войны на Дон. За приверженность к казачьим законам и нежелание подчинится властям князь Ю. А. Долгоруков казнил атамана. В книге «Йармак» говорится (стр. 15): «Среди казаков существовал закон, запрещавший атаманам целовать крест царю и поступить в государевы люди. Даже при царе Михаиле Федоровиче Романове в '17 веке донские казаки отказывались присягать правительству». Вот так. А историки всеми правдами-неправдами «тащут» рождение казаков от русского народа, в то же время причисляя их к татарам.

Верное служение атаманов и их богатырей родному чувашскому народу, которые не уронили честь своих славных предков — честь Рода Адамова, не запятнали себя трусостью и изменой, не теряли силу духа, мужество, храбрость, героизм в неимоверно тяжелых условиях — по Благовелению Бога, заслуженно принесло казакам Мировую Славу. Казаки — это непобедимые рыцари-чуваш и, Ар-танйаны, Артосы, Партосы, Арамисы. Академик Н. Я. Марр говорил: «Баски находились в ближайшем родстве с чувашами». Имена прославленных героев-мушкетеров являются тому подтверждением. (Читайте раздел 2, чувашские мужские имена).

У чувашей и казаков все общее. Структура управления народом до начала 18 века у чувашей была такая же, как у казаков: вунпу (десятник), серпу (сотник), пинпу (тысячник), эмпу (десятиты-сячник), турхан (князь), последнее звено — патша (царь). У десятника (вунпу) в подчинении было 10-25 дворов, у сотника (?ёрпу) — 100-150 дворов, у тысячника (пинпу) — 1000-1500, у эмпу — от 10 до 15 тысяч дворов. Основной функцией турхан, наследников царя и царя (патша) была забота о народе, сплочение народа, улучшение, обогащение его жизни. Такая структура управления давала царю возможность в случае войны в кратчайшее время поднять на ноги большое количество населения. Эту структуру управления ликвидировала Екатерина. После чего весь чувашский народ стал «равным» — холопи, черемисы. Так была отнята у народа тысячелетняя традиция чинопочитания и подчинения верховенству. Но в некоторых чувашских селах эта .традиция сохранилась и во. второй половине 18 века. Подтверждается документами. Так, например, из заявления крестьянина чуваша из д. Хоркассы Цивильского уезда Игнатия Антипова (датировано 1763 годом) записано: «Сотник-чуваш Илментей, а по русски как зовут не знает, да десятник...» (В. Димитриев. История Чувашии 18 века. Ч. 1959, стр. 302). Не ликвидировали бы структуру управления народом, возможно, чуваши и по сегодняшний день жили бы по тем же законам, идущим из глубин тысячелетий.

До насильственной христианизации имена Касак, Атаман в народе были распостраненными. Они — в списке чувашских имен. По сложившимся традициям имена передавались из поколения в поколение. С внедрением христианства многое быстро растерялось. Но живы предания. В них сохранились сказания о спасителях народа — богатырях-атаманах. А филологи внесли здесь искажение. Вместо улап-атаман (атаман-богатырь) начали писать улап-утаман (название государства Пулкар пишут Палхар). С таким отношением к истории и языку народа нетрудно забыть порог к родному дому. Имена Касак, Атаман в список чувашских дохристианских имен попали не с потолка. Они — чины чувашских рыцарей. Почему этих имен нет ни у одного другого народа? У чувашей — пожалуйста. С именами Касак, Атаман благославляли новорожденных мальчиков, почитая славу чувашских рыцарей, их богатырьскую силу, отвагу- мужество, непобедимость. Когда и где первоначально родилось войско шумеров — казаки? На Кавказе, в Средней Азии, может быть в Месопотамии? Сохранившееся предание о казаке-богатыре, который выиграл поединок у богатыря соседнего царства говорит, что казаки у чувашей были еще до переселения на Среднюю Волгу. Жаль, не сохранились исторические повествования чувашских правителей, они сегодня многое прояснили бы. Может быть в спрятанной библиотеке Ивана Грозного обнаружим кропотливый труд чувашских летописцев? Неспроста же спрятал Иван VI многовековые описания. Была на то причина. Какая и только ли касающаяся Руси?

По традиции царей, цариц и видных воинов чуваши предавали земле на возвышениях — на курганах. Название возникло от к_у_р к_а_н (дословно — смотри, усыпальница. К_а_н, к_а_н_н_а, — усопший). Эту древнюю традицию хорошо помнят казаки. С принятием христианства святыня шумеров ушла в прошлое. Курганы, сохранившиеся в Месопотамии, Средней Азии, на Урале, Дунае, в Поволжье, на Дону — это места захоронения видных чувашей. Много преданий о народных богатырях — улап-атаманах связано с курганами. Происхождение Уральских гор также трактуется со сказанием о кургане.

Старинные имена казаков — АРУН, АТАШ, АХТАР (АХТАМАР), САВВА, САМАР, КУНТОР, ПАТУР, ПЕРВИЛ, ТАРАНУХ, ТОРНА, тит (ТИТИМЁР), ШИКАЙ, ЧАКМАС, ЧИКЕ — все чувашские. КУрен — войсковой термин казаков означает место расположения воинов. Пай курен на чувашском -восстанавливать силы. Курен — место, придающее силы. Хата, хутор образованы из хит (уют, комфорт), в переносном смысле — дом (хата), хатар (ваш комфорт) — хутор. Сохранилось в народе гордое слово мужчины — касака тухап (уйду в казаки). У чувашей много Казаковых по фамилии. Есть чувашские села с названиями Касаккассы(Канашский район), Нукасак (в Башкирии). На земном шаре есть еще один народ, на территории проживания которого были бы села с названиями связанных с именем КАЗАК? Нет. Они есть только у чувашей.

Черты лица Степана Разина и Емельяна Пугачева на полотнах — чувашские (имя Емельян произошло из чувашского Эмелке — исцеляющий, эмел — лекарство). В памяти народа Сохранилось много сказаний об этих двух героях. Степан Разин чувствовал себя на Волжских землях как дома. Он жил в чувашских лесах. Упоминаются места прохождения, отдыха казаков Разина. Некоторые сказания подробны до мелочи. Плоскогорье около села Асапус — называется гора Разина. Жители села Карапаш Марпосад-ского района сохранили в памяти тропинку, поднимающуюся с Волги на гору, по которой ходил Разин. Она именуется — тропинка Разина (Народные сказания, с. 336). Вот что говорится в народных сказаниях о Е. Пугачеве: «Пугачев ненавидел угнетателей чувашей — помещиков, жестоко расправлялся с ними. Раздавал жителям деревень соль и деньги... В войске Е. Пугачева было около 4 тысяч казаков» (Народные сказания. НИИ ЯЛИЭ. Ч. 1987. с. 348, 349, 351). Другое упоминание: «После битвы с царским войском отряд казаков прибыл вечером в деревню ^ителлё. Атаман, также большинство казаков в отряде были чуваши... Около Серпу (Цивильска) царские каратели Пугачева схватили». (Народные сказания. НИИ ЯЛИЭ. Ч. 1987. с. 350). В сказании говорится, что на помощь Пугачеву выехали жители чувашских деревень Башкирии. Они вступили в бой с регулярным царским войском под Казанью и были разбиты. Е. Пугачев сделал для чувашского народа все, что смог. До тех пор, пока его не схватили, oil верно служил родному народу. Один из пугачевских йанралов (полковник) перед казнью «призвал чувашский народ никогда не забывать Пугачева, сохранить имя атамана в памяти всех поколений» (Народные сказания. Ч. 1987. с. 358). В истории не упоминается место ареста атамана. Там говорится, что «Е. Пугачев был арестован в Заволжских степях» (БСЭ. Т. 21. с. 635). Но память народа сохранила точное место ареста Пугачева — Серпу (районный центр в Чувашской Республике).

Илья Муромец также был казак. «Аи тут старый казак да Илья Муромец стал добра коня он заседливать...» — говорится в Былине (М, «Советская Россия», 1988 г, стр. 124). К его имени Илья (чувашское — Илче) добавлено Муромец по месту обитания казаков. Само название города Муром не имеет отношение К былинному богатырю. Оно исходит от названия финно-угорского племени мурома, близкого мордве, жившего на Оке — на территории нынешней Владимирской области. «В 10-11 веках мурома платила дань Руси, в 12 веке полностью обруссела» — говорится в БСЭ (т. 17, стр. 367). Чувашские князья и их семьи, покинувшие государство Пулкар с нашествием татаро-монгол, в первое время обосновались в лесах народа мурома. Они вынуждены были покинуть страну. Ибо захватчики в первую очередь уничтожали правителей и умов народа. Илче богатырь и его казаки сопровождали чувашскую аристократию, спасая их от истребления.

Период обитания казаков и атамана-богатыря в приграничной зоне Руси можно ограничить 1236-1270 годами. В былине Илья Муромец везде упоминается как «старый казак». Молодость богатыря прошла не на Руси. Илче богатырь и казаки появились на Оке лишь после 1236 года, в периоды первых десятилетий скитаний по «диким полям». Между князем Владимиром и казаками были разногласия. Это видно из этих строк: «Как Владимир князь да столонокиевской поразгневался на старого казака Илья Муромца, засадил его во погреб во глубокий...» (Былины, стр. 120).

Отношение князя Владимира к Илье Муромцу, видимо, было такое же, как у Ивана Грозного к Йармаку. Далее в былине говорится, что князь Владимир изгнал Илья Муромца: «Ай поехал Илья Муромец в чисто поле... Аи во то ли во село, село Качарово, как он жить-то по своему к отцу-матушке» (Былины, стр. 149). Упоминаемое «чисто поле» — это, безусловно, «дикое поле», где обитали казаки. В былине много добавлено. Здесь участвует и Йармак, и Добрыня, и Алеша Попович, йармак жил в 1530—1600 годах, а Добрыня и Алеша Попович — в 10 веке. Они никак не могли присутствовать в событиях Илья Муромца. Но название села, где жили «отец и матушка» богатыря, видимо, не придумано. Качар — название чувашского села. Где оно находилось? В левобережье или правобережье Атал? Село, конечно, сожжено татаро-монголами. Единственное, что можем сказать сегодня — это то, что зола одной из 2-х тысяч стертых с лица земли деревень" принадлежит Качару. В других источниках место рождения богатыря называют Карачарово. Два села с названием Карачар (Малые и Большие Карачуры) есть в Чебоксарском районе Чувашской Республики. Чувашское происхождение богатыря-казака Илья Муромца — несомненно. Если он был русским, не скитался бы в лесах народа мурома (видимо, еще не обруссевшего в то время) и «в чисто поле». Илья богатырь был атаманом казаков Чувашского государства Пулкар.

Также широко рекламируемые доспехи рыцарей — заостренный шлем, кольчуга, нагрудные защитные пластины, мечь, чокмарь и другие — не можем отдать русским. Во-первых потому, что металлургия у чувашей была развита с древности. Первые металлурги никак не могли копировать у соседних народов доспехи для своих рыцарей. Во-вторых, названия доспехов чувашского происхождения: сёл е-сёлём-шлем; калчака — кольчуга (калча — кольцо, калчака — сплетение колец); хёс-хёч-меч; чукмар (дубина) — чокмарь.

Заостренный шлем идет от чувашей. Это доказывает сохранившийся головной убор девушек — тухйа, кото рый в сущности есть приукрашенная модель защитного шлема рыцарей. Одним словом, доспехи Илья Муромца на полотнах и картинах — это доспехи чувашских рыцарей казаков.

Окончательную точку в величие, непобедимость и яркую славу казаков ставит предание, сохранившееся в чувашском народе. Приведу краткое содержание: «Нашему царю надо было воевать с соседней страной. Казак-богатырь предложил завершить спор поединком богатырей двух царств,...В благодарность за победу над богатырем соседней страны, патша отдал земли и воды Урала казаку-богатырю» (Народные сказания, НИИ ЯЛИЭ, Ч, 1987. с. 334). Земли Урала, Приуралья, долины реки Ийа (Яик), ее притоков, лосле ухода мадьяров в конце 9 века, принадлежали Чувашскому государству. Пулкар, конкретно его рыцарям – казакам. Основываясь на вышесказанном можно сделать окончательный вывод: история казаков — это неотъемлемая часть истории чувашского народа. Чуваши и казаки — один народ. Не было бы чувашского народа — не было бы ни атаманов, ни есаулов, ни казаков и не возникло бы казачество вообще. Suraman.narod.ru (c).

1 | 2

счетчик посетителей сайта


Tags: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, казаки, мифология, туранцы, тюрки, чуваши
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments