soraman (soraman) wrote,
soraman
soraman

Categories:

Григорьев С.А. СИНТАШТИНСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ АРИЙСКОЙ ПРАРОДИНЫ


 Открытие памятников синташтинской культуры и связь этих памятников с абашевскими позволили с новых позиций проблематизировать процесс формирования абашевской культурно-исторической общности (КИО). Последующее формирование на этой основе культур ПБВ позволяет увязывать решение этого вопроса с решением проблемы истоков и механизмом в индоиранизации степной и лесостепной зон Северной Евразии.

Анализ отдельных фракций Синташты не позволяет выводить её из предшествующих культур Волго-Уральского региона. Металлургическое производство здесь основано на бронзах, легированных мышьяком на стадии плавки руды, что является традицией Циркумпонтийской металлургической провинции (ЦМП). При этом, отсутствие выплавки руды в северном блоке этой провинции заставляет искать истоки этой технологии на юге. Металлургические изделия абашевского времени восходят к прототипам ЦМП, однако, оружие — прежде всего к стереотипам южной зоны. Все черты погребального обряда обнаруживают параллели с кавказскими и переднеазиатскими культурами раннебронзового (РБВ) и среднебронзового (СБВ) веков, но впоследствии фиксируется наложение прежних ямно-полтавкинских погребальных традиций и переоформление погребальной обрядности. Архитектура городищ находит широкие параллели в циркумпонтийской зоне. Однако, если для Балкано-Карпатья эти параллели чисто внешние (встречающаяся круглоплановость планировок), то для Анатолии и Сирии мы можем говорить о полном тождестве, проявляемом не только на уровне планировочных решений, но и в деталях строительной техники (Демирчиуйюк, Роджем Хири). Керамические комплексы Синташты и Абашеева, в целом, по форме идентичны керамике, распространяющейся в Сиро-Палестине в СБВ (Телль-Мардих). Наряду с этим, присутствуют включения керамики восточноевропейских культур.

Всё это позволяет сделать вывод о непосредственной стремительной миграции населения с Ближнего Востока в Волго-Уралье. Наиболее чистыми комплексами, отражающими этот процесс, являются синташтинские памятники. Доно-Волжское и Волго-Уральское Абашево тоже включают в себя пришлые компоненты, но в них находят проявление и иные восточноевропейские культуры.

Особняком стоит средневолжское Абашево, формирующееся под воздействием этого импульса, на сместившейся к северу ямно-полтавкинской основе при незначительном влиянии фатьяновских племён.

Описанная миграция приводит к возникновению новой системы связей и взаимоотношений в степи-лесостепи Евразии, в которую оказываются включёнными полтавкинские племена. В результате данной трансформации формируются петровская и раннесрубная культуры и далее вся свита культур Северной Евразии.

Настоящий процесс может быть осмыслен в качестве индоиранизации этой зоны, хотя определённое присутствие арийского компонента здесь мы можем допускать, начиная с СБВ.

Помимо типологических доказательств локализации первичного арийского материала в Передней Азии, существуют и иные. Связи индоиранских языков с переднеазиатскими и локализация на этом основании Ариев на Ближнем Востоке были доказаны Гамкрелидзе Т.В. и Ивановым В.В. Поэтому происходившие, начиная с конца энеолита – начала РБВ, культурные трансформации в степной зоне Восточной Европы могут интерпретироваться как миграции переднеазиатских индоевропейцев, чему не противоречат и типологические параллели.

Размещение арийской прародины на севере невозможно и по другим причинам. Присутствие ариев в конце СБВ в Передней Азии несомненно. Однако мы не фиксируем каких-либо проникновений северного степного населения в этот регион. Напротив, имеет место обратный процесс. Арийские, армянские, семитские и греческие сюжеты обнаруживают удивительное сходство, причём по основным мотивам. Особенно поразительно сходство зороастрийских и библейских представлений. Проникновение же ариев в позднебронзовый век (ПБВ) на Ближний Восток невозможно. На Кавказе в это время формируется мощный блок культур, резко контрастный степным. Невозможно объяснить с позиций северной арийской прародины и проникновение Ариев в Индию к моменту кризиса хараппской цивилизации. Степная инвазия достигает юга Средней Азии лишь в конце ПБВ. Зато в СБВ мы обнаруживаем на границах этой цивилизации комплексы, сопоставимые с переднеазиатскими (ранний Тулхарский могильник, Заман-баба).

Таким образом, наиболее вероятным районом локализации арийской прародины являются Сирия и Юго-Восточная Анатолия, откуда происходят миграции, изменившие весь культурный облик Евразийского континента. В СБВ I эти миграции направлены на восток, а в СБВ II – на восток и на северо-восток. Последние отражаются в появлении в Зауралье синташтинской культуры.


См. XIII Уральское археологическое совещание, тезисы докладов, Часть 1. Башkортостан, Уфа, 1996, с. 56-58
Tags: ИСТОРИЯ, археология, индоиранцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments