soraman (soraman) wrote,
soraman
soraman

Category:

Бурджаны и баджгарды в Азии

Пребывание в I тыс. н. э. предков юго-восточных башкирских племен в Средней Азии, а точнее в присырдарьинских областях и в Приаралье имеет принципиальное значение для понимания этногенеза башкир. Поэтому важно сопоставить этнографический материал с другими источниками[1] .

Предки усерган, тангаур, а также некоторых других башкирских племен в эпоху раннего средневековья и арабо-персидских источниках были известны под общим названием баджгард, баджгурд, басджирт или башхарт. Бурзяне под своим собственным именем (араб. — ­­­бурджан, борджана) с конца I тыс. н. э. до XIV в. постоянно упоминаются на территории от Прикаспия до Византии. Сведения о баджгардах и бурджанах имеются у Ал-Бируни, Ал-Масуди, Гардизи, Ал-Идриси и в сочинениях других восточных писателей.

По Ал-Бируни, «область, занимаемая седьмым климатом» и населенная «различными разрядами тюрок... проходит через горы Башхарт, через пределы печенегов, города Сувар и Булгар...»[2]. Сообщение Ал-Бируни, которое опирается на более раннюю традицию (Ибн-Хордадбех, IX в.), повторяется во многих арабо-персидских источниках. Почти без изменений оно было заимствовано космографом-компилятором XIII в. Ал-Казвини, из сочинения которого это сообщение перешло в труды восточных авторов XIV—XV вв. Так, в первой половине XV в. Абд ар-Рашид ал-Бакуви писал, что седьмой климат «проходит   по  горам  Башкырд,   к  пределам   ал-Баджанак,   городам Сувар  и   Булгар  и  кончается  у   моря   ал-Мухит»[3]. В исторических исследованиях «горы Башхарт» издавна идентифицируются  с Уральскими горами,  однако опирается этот тезис единственно на факт современного расселения башкир в области Южного Урала. Автор, у которого Ал-Бируни заимствовал   цитированное   сообщение,   имел   в   виду,   очевидно, иную  ситуацию,   отражающую историко-этнографическую  карту VIII—IX вв. или более раннего времени. Едва ли может быть поколеблен прочно утвердившийся в науке тезис о расселении печенегов во второй половине IX в. в междуречье Эмба-Яик-Волга[4]. В последние годы он нашел убедительное подтверждение в археологических исследованиях, в которых отмечается, что печенежско-торческие древности в Поволжье не распространялись севернее широты Жигулевских гор[5]. Следовательно, «пределы печенегов» не могли оказаться между Уральский хребтом и городами Сувар и Булгар. Согласно арабской географической традиции, седьмой климат «начинается на востоке, где леса и горы, в которых обитают некие [группы людей] из тюрок, похожие на дикарей»[6]. «Горы Башхарт», которые Ал-Бируни и его компиляторами упоминаются до печенежских пределов, могли находиться где-то на востоке, скорее всего в восточном соседстве от печенегов, кочевавших на рубеже VIII —IX вв. но среднему течению Сырдарьи и в прилегающих к нему с севера и юга степях. Как убедимся ниже, аргументацию этого вывода имеется возможность расширить с привлечением других материалов.

В источниках есть и прямые указания, свидетельствующие о пребывании древних башкир на Сырдарье и в Приаралье. Ал-Масуди (X в.), говоря о причинах движения тюркских кочевников с востока на запад, упоминает битву «четырех тюркских племен» «у моря Гурганча» (Аральского. — Р. К.) с гузами, карлукамп и кипчаками. Масуди приводит названия этих «тюркских племен»: баджанак, баджане, баджгард и наукерде[7]. Эти же сведения Ал-Масудп повторяет в «Китаб ат-танбих ва-л-ишраф» со ссылкой на другое, не дошедшее до нас сочинение и с некоторыми новыми деталями: «... а мы упомянули в книге «Китаб фунун ал-ма’ариф ва маджера фи-д-духур ас-са-валиф» причины переселения этих четырех тюркских племен с востока и то, что было между ними, гузами, карлуками и кимаками из войн и набегов на Джурджанийском озере» (МИТТ, 1939, стр. 166). Сомнения в достоверности сообщения Ал-Масуди, высказанные в свое время И. Марквартом и А. Ю. Якубовским, отпали после того, как была доказана возможность контакта в VIII—IX вв. на Сырдарье и в Приаралье огузов, карлуков и кимако-кипчакских племен с печенегами[8]. Известно, что упомянутые Ал-Масуди племена (по крайней мере три из них: баджанак, баджане и баджгард) после поражения у «Джуржанийского озера» (Аральского моря. — Р. К.) переселились на Северный Кавказ, в среду хазар и алан[9]. Для нашей темы весьма важно установить время этих событий. Опираясь на общую хронологию печенежской истории в IX в., исследователи относят их к эпохе между серединой и концом IX в.[10]. Более раннюю и, вероятно, достоверную дату называет Н. Курат. Ссылаясь на неизвестное нам сообщение Ал-Балазури (IX в.), он пишет, что печенеги и союзные им племена потерпели поражение и покинули Приаральские степи во времена халифа Абдуллаха ибн-Гахира, т.е. в 830—844 гг.[11].

После передвижения из Приаралья к западу, башкиры упоминаются в сочинении Гардизи (XI в.). По его словам, «Башгирд был из высших чинов хазар. Он расположился между хазарами и кимаками с 2000 всадниками. Хазарский хакан послал к Башгирду человека с предложением вытеснить саклаба...»[12]. Но в XI в. башкиры жили к северу от кипчаков и никак не могли оказаться «между хазарами и кимаками». Гардизи отражает ту эпоху в истории башкирских племен, когда они кочевали к востоку (или к северо-востоку) от хазар и к западу от кимаков, т. е. где-то в степях Прикаспия и Приаралья. Строго придерживаясь обычной для арабо-персидской литературы преемственности традиций, Гардизи включил в свое сочинение сведения о башкирах, заимствованные у предшественников, не считаясь с тем, что к XI в. этническая карта в этом районе мира существенно изменилась.

 

О БУРЗЯНАХ ИЗ АРЫ ТАУЛЫ-ЯМАШ

 

Таулы-ямаш-бурзяне проживают в дер. Беренсе Эткол (Яны Киньэбулат, Ямаш), Буранбай (Асыл, Киньэбулат, Элкэш) Баймакского района Республики Башкортостан[13].

 

О РОДАХ ЯМАШ И МОНАШ БАШКИРСКОГО ПЛЕМЕНИ БУРЗЯН[14]

 

Интересные параллели мы находим и в этнических преданиях башкордов Южного Урала. Так башкорды рода Бурзян возводят свою генеалогию к двум мифическим братьям Монашу и Ямашу как и ведические арии Куру и древние иранцы «АВЕСТЫ», почитавшие своими прародителями братьев Ману — Манушчихра и Яму — Йиму. Такое совпадение вполне закономерно и напрямую указывает на родство башкордов Урала со всем индоиранским миром. Точно также как и одной из причин формирования термина Индо — германцы (помимо того что лексическая система индоиранских и германских языков на 80% является индоевропейской) явилось то, что и у германцев по мифу прародителем является легендарный Манн, который соответствует ведийско — авестийскому брату — близнецу Ману — Манушчихру. Примечательно и то, что если у башкордов Урала мифические братья — близнецы Монаш и Ямаш являются потомками некого Туйне, то у германцев Манн является сыном бога Туисто, равного ведическому Дъяусу, греческому Теосу и Малеку — Тауису у курдов.

Башкорды Урала рода Бурзян считают, что ведут свое происхождение от мифического прародителя Бурзяна, давшего свое имя всему роду. На древнеперсидском слово — Берези, означает «огонь, пламя». Бурзян был отцом Бикана, чьим сыном был Урал, его сыном Туйнэ, его сыном был Бурангул, его сын Бишкурт, его сыном Тимер-Карабуга, у которого было два сына Аллаяр и Кутлуяр. У Кутлуяра было два сына Янсары и Байсары, а у Аллаяра одного сына звали Монаш, а другого Ямаш.

Наиболее важным историческим фактом в этом перечне имен генеалогического древа башкордов рода Бурзян является полное совпадение пятерых из них — Бурзян, Урал, Туйне, Монаш и Ямаш с именами прародителей человечества и племен как в ведийско-арийской, так и шире, в индо-германской мифологии.

Башкордские имена мифических братьев-прародителей Монаша и Ямаша точно соответствуют именам двух братьев-прародителей Ману и Яме в ведийско-арийской мифологии. В ведийской традиции Ману — сын солярного божества Вивасванта, известного в «АВЕСТЕ» как — Вивахвант[15] от жены Шатарупы. Тогда как Яма сын Вивасванта и Саранью.

 

Древняя часть генеалогического древа башкирского племени Бурзян:

 

    Бурзян — (Берези «огонь», авест.)

                  |

              Бикан-бий

                  |

Урал-бий — (Wiralt «первочеловек-мир», др. нем.)

      |

Туйнэ-бий — (Tyисто, др. нем.)

                             |

Бурангул-бий - (Varuna –бeре «море» курдск.)

                             |

Бишкуртка - (Пянж коре «пять куру», др. иранск.)

                             |

Тимер-карабуга

                  ______|______________________

Аллаяр                                                Кутлуяр

________|_______                                      

Монаш (Ману)       Ямаш (Яма)                                 

                                         |     

                    __________________

       Янсары                                   Байсары-Буляр 

                                                  (основал Буляр)

|

Гасан-хан

(основал Казань)

 

 

 

По традиции Ману почитался царем людей, живущих на земле, тогда как его брат Яма почитался царем загробного мира, то есть царем умерших людей.

Слово — Мануш с древнеиндийского переводится «сын Ману», то есть сыновья-потомки Ману. Слово Ямаш с древнеиндийского переводится уже как — «сын Ямы», т.е. потомки от Ямы. Башкордско-ведийское имя Ману имеет свое продолжение и дальше, в германо-скандинавской мифологии. Так, в германской мифологии Манн — первочеловек, сын Туисто, отец родоначальников трех племенных групп древних германцев — ингевонов, истевонов и герминионов. Здесь мы видим, что древнегерманское божество Туисто отец Манна точно соответствует Туйнэ, предку Монаша, в преданиях башкордов рода Бурзян. Необходимо обратить внимание и на следующее совпадение: у германцев божество Туисто соответствует скандинавскому Эмиру, убив которого, его дети — Один — Вилли — Ве разрубили труп на четыре части и соворили из частей его тела Вселенную — из мяса — землю, из костей — горы, из крови — море, из черепа — небо.

В башкордском мифе о сотворении Вселенной говорится, что весь мир произошел из мертвого тела Урала, который по генеалогическому древу башкордов Бурзян является отцом Туйне, тождественного в свою очередь скандинаво-германскому божеству Туисто-Имиру. Если по скандинаво-германскому преданию из мертвого тела Туисто-Имира его дети создали мир, то у башкордов весь мир возник из расчлененного на четыре части мертвого тела Урала, отца Туйне-Туисто.

Особый интерес здесь представляет индогерманская этимология древнебашкордского имени Урал. В германских языках, равно как и в санскрите слова: — Vir-Ver означают «мужчина-человек»; тогда как слово — Alt-old в немецком и английском языках значат — «пожилой, древний». Словосочетание Ver-alt «Старый, Древний человек» со временем у немцев и англичан стало означать — welt-world «мир», «Вселенная», таким образом этимологически и семантически точно соответствует древнебашкордскому слову Урал, то есть — Древнейший Человек (из которого произошел весь мир).

Как пишет В.Н.Топоров: «немецкое Welt и английское World строится через соотнесение с человеческим возрастом, поколением (герм. Wer, «человек», «мужчина», и alt, altar, «возраст», «поколение» …»[16].

К этим словам ученого следует добавить, что и в санскрите слово — Vir «человек», «мужчина», «муж». Как видим башкордское слово Урал и связанная с ним мифологема имеют генетическое родство как с германским, так и индо-иранским миром. Далее родство предания башкордов рода Бурзян с индо-иранским миром подтверждает и другое имя их первопредка — Ямаш. В древнеиндийской эпической мифологии бог Яма, сын Вивасванта и брат Ману, точно также как и в родословном предании башкордов рода Бурзян Ямаш — брат Монаша.

Теперь нам необходимо выяснить, где именно на Урале или уже после переселения в Индию у ведических ариев зародились мифы о братьях-прародителях Ману и Яме (Мануше и Ямаше)[17]. Ответ на этот вопрос нам дает «АВЕСТА». В древности до исторического разделения индо-иранцев на ведических и митаннийских ариев предки индийцев и иранцев представляли один единый народ, говорящих на общем языке, состоящем из нескольких близких друг другу диалектах, и поклонялись одним и тем же национальным богам. Поэтому в священной книге иранцев-зороастрийцев «АВЕСТЕ», в наиболее древних частях мы встречаем те же имена богов, которые упомянаются и в «Риг-Веде». Именно к числу богов, имена которых упоминаются и в «АВЕСТЕ» и «Риг-Веде», относится Вивасвант[18] вместе со своими сыновьями Ямой и Ману[19]. В «АВЕСТЕ» ведийский Яма известен как Йима и также почитается сыном Вивахванта (Вивасванта), а Ману известен как Манушчихр.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:



[1] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, С.133-135.

[2] Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе, Горган и Поволжье в IX-X вв. М., 1962, С.95.

[3] Ал-Бакуви Абд ар-Рашид. Сокращение [книги] о «Памятниках» и чудеса царя могучего. М., 1971, С.111.

[4] Kurat A.N. Peçeneg tarihi. Istanbul, 1937, P.28-30.

[5] Плетнёва С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. МИА, 1958, №62, С.154; Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966, С.141.

[6] Ал-Бакуви Абд ар-Рашид. Сокращение [книги] о «Памятниках» и чудеса царя могучего. М., 1971, С.111.

[7] Гаркави А.Я. Сведения мусульманских писателей о славянах и русах (с половины VII в. до Х в. по Р.Х.). СПб., 1870, С.148.

[8] Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964, С.177.

[9] Kurat A.N. Peçeneg tarihi. Istanbul, 1937.

[10] Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Ашхабад, 1969, С.129; Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972, С.58.

[11] Kurat A.N. Peçeneg tarihi. Istanbul, 1937.

[12] Macartney C.A. The Magyars in the ninth century. Cambridge, 1930, P.37.

[13] Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал. Уфа, Китап, 2001, С.125-127.

[14] Галлямов С.А. Башкурдский язык и Cанскрит. М.-СПб., Инст.КПА, 2003, С.36-37, 273.

[15] Рак И.В. Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб., Нева - Летний сад, 1998, С.431-432.

[16] Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1982, т.2, С.9.

[17] Галлямов С.А. Башкурдский язык и Cанскрит. М.-СПб., Инст.КПА, 2003, С.274-276.

[18] Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб.-М., Нева - Летний сад, 1998, С.463-465.

[19] Заратустра. Учения огня. Гаты и молитвы. М., ЭКСМО-Пресс, 2002, С.51-55.


Tags: ИСТОРИЯ, башкиры, туранцы, этнология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments