soraman (soraman) wrote,
soraman
soraman

Category:

О Ете-ырыу. Кузеев Р.Г.

Род джете-уру в состав кыпчаков включен условно. В XVII — XIX вв. башкиры этого рода, расселявшиеся на кыпчакской земле, были настолько смешаны с кыпчаками, что неотделимы от них. В то же время род джете-уру исторически и этнически тесно связан с племенами Дешт-и-Кипчака. Сами кыпчаки эту группу долгое время считали не башкирской, а казахской, хотя в XIX в. с центром в дер. Ташлы существовал смешанный татаро-башкирский джете-урусский кантон. В южной Башкирии широко бытует предание о существовании в эпоху ногайского господства или раньше союза семи башкирских племен — ете-ырыу. Разные информаторы включают в объединение джете-уру различные племена; в связи с присутствием в названии сакраментальной цифры перечисляются обязательно семь (обычно юго-восточных) племен или родов. Старое предание передает и П. Небольсин, но он в союз джете-уру включает, кроме тамьянцев, только кыпчакские роды (1). 

Судя по данным исторического фольклора (эпос «Бабсак и Кусяк») племенной союз (объединявший прежде всего племена бурзян, усерган, тамьян и тангаур) в юго-восточной и южной Башкирии в XIV—XV вв. действительно существовал, однако наименование «джете-уру» он получил лишь впоследствии. Народное воображение приложило к «героическим» временам своей прошлой истории привычные этнонимы, придав им совершенно новый, соответствующий историческому повествованию, смысл. На самом деле этноним «джете-уру» имел смысл этнический, в том числе и на башкирской почве. Роды джеты уруу, еди-уруг или жети-урук входили в состав киргизского племени сарыбагыш (2), туркменского племени салор (3), казахов Малого Жуза (4). Родо-племенные организации с аналогичным названием имеются в составе других народов.

Башкирский род джете-уру этнически восходит к казахскому роду жетыруу Малого Жуза.
П. Небольсин передает рассказ «кочующих на Тоболе киргизов» о том, что «башкирцы Джиди-ру... потомки нескольких семей киргизов кыпчацкого рода, с весьма давцих времен перешедших из Сибири через Урал» и «вступивших в родственные связи с башкирцами» (5). Предки башкир рода джете-уру могли переселиться в Башкирию и с более близких земель; казахи рода Джеты-ыру, по описанию В. В. Радлова, еще в XIX в. кочевали «около Оренбурга и Уральска» (6), т. е. по соседству с современной территорией рода. Таким образом, в сознании башкир имело место смешение (перешедшее на страницы некоторых исследований) союза из семи или нескольких племен эпохи эпического сказания «Бабсак и Кусяк» и небольшого рода джете-уру на самом юге Башкирии, этнически тесно связанного с кыпчаками.

1. Небольсин П. О башкирах//Вестник РГО, отделение этнографии, кн.4, 1852. стр. 3.
2. Абрамзон С.М. Этнический состав киргизского населения северной Киргизии. ТКАЭЭ, Т.IV. М., 1960, стр. 37
3. Винников Я.Р. Родо-племенной и этнический состав населения Чарджоуской области Туркменской ССР и его расселение//Труды ИИАЭ АН. Турк.ССР, серия этнография. Ашхабад, 1962, стр. 27
4. Востров В.В. Родо-племенной состав и расселение казахов на территории Тургайской области (кон. XIX-нач.XX вв.).Труды ИИАЭ АН КазССР, т.16, 1962, стр. 81.
5. Небольсин П. О башкирах//Вестник РГО, отделение этнографии, кн.4, 1852. стр. 17.
6. Радлов В.В. Этнографический обзор тюркских племён Южной Сибири и Джунгарии. Томск, 1887, стр. 23.
Tags: ИСТОРИЯ, Кузеев, башкиры, ете-ырыу, казахи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment