soraman (soraman) wrote,
soraman
soraman

Categories:

Этнические связи башкир-усерган и мишарей (легенда)


В составе мишарей - были не только потомки финно-угров, но и потомки наёмников из армии Чингисидов.

Вот отрывки из предания башкирского племени Усерген, рассказанного Салиховым Г.
Перевод сделан Хусаиновым Г.Б.:

«…Однажды на усерганов размножившихся из рода Муйтена, напала саранча монгольских племён. Над долинами Яика и Сакмара были у усергенов сторожевые посты и крепости. В них-то и встретили они монголов. Произошло немало жестоких битв. С обеих сторон погибло множество народа. Правда, находившиеся в укрепленной стороне, усергены потеряли значительно меньше людей, чем их враги.

Между Саракташем и Кувандыком тянется над Сакмаром горный хребет. Там происходили особенно кровавые битвы. «Яутубэ» – «Горою битв» называет народ ту горную гряду. Название это осталось ещё от тех времён.

С трудом, заняв несколько укреплённых, как крепости, сторожевых постов, монголы остановились на трёх рубежах. «Что делать? Продолжать или дальше сражаться с этим народом?

Этих людей невозможно побить на ровном, степном месте. Следует оттеснить их дальше, в глубь лесов и гор, там они сами себя уничтожат», — подумали они, — и решили дальше, в чужие леса и горы не проникать, отрезать усергенов границей яицкого побережья, а самим двигаться на запад.

Таким образом, получив на берегах Яика жесточайший отпор со стороны усергенов, монголы не пошли дальше на Урал, и повернули на юго-запад в сторону Булгарского и Русского государств. Только после того, как монголы побили булгар, монголы вернулись обратно и подчинили себе и башкир. Несмотря на то, что усергены были большим племенем, они не могли бороться собственными силами с громадным войском монгольских нашественников, потому и вынуждены были принять их власть.

Монголы не очень докучали усерган своими набегами. Видя, что они храбрые воины, старались их самих мобилизовать в свою армию. Одаряя их верховодцев и биев разными степенями и званиями, богатствами и дорогими подарками, а также правом быть хозяевами своих земель, принуждали сколачивать войско из усерганов.

Вместе с тем усерганским войском направились монголы на север, овладели рязанским княжеством. Видя красоту приокской природы, множество скота на её зелёных долинах, густоту лесов, решили усергены обосноваться в тех местах.

Когда в древние времена усергены отправлялись в дальний поход, то грузили в телеги всё добро, забирали жён и детей, всю скотину, загружали своих верблюдов и возили их всюду с собой. На Оку усерганы тоже прибыли со всем своим добром, близкими и родными. Поставив дома и юрты на берегах Оки, зажили они мирной жизнью.

Родовое древо усерганов — рябина. Потому люди других родов объясняли храбрость и воинственность усергенов тем, что кровь у них рябиновая, по-башкирски — мишар.

Позднее тех, перебравшихся на приокские раздолья усергенов, стали называть мишарами. Часть теперешних Касимовских мишаров — усергеновцы.

Сегодняшняя речь усергенов и мишаров очень близка. Многие древние слова, обычаи у них — общие. Мишары обычно опускают букву «г», произнося вместо «Гайса» – Айса», вместо «Гайша» – «Айша». Так же разговаривают нынешние усергены. «Равен» (равенка) – начавшееся изнутри гнить дерево. Так называют его и мишари, и усерганы. У татар такого слова нет…»

См. подробно Башкирское народное творчество. Том II, Предания и легенды. Уфа, Башкнижиздат, 1987, С. 120-121.
Tags: ИСТОРИЯ, башкиры, мишари, усерган
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments