soraman (soraman) wrote,
soraman
soraman

Categories:

Зинуров Р.Н. СТЕПИ ЮЖНОГО УРАЛА — ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ БАШКИР


См. Зинуров Р.Н. Башкирские восстания и индейские войны — феномен в мировой истории. Уфа, Гилем, С. 8-19

Обычно первые упоминания о башкирах приписываются арабским географам и путешественникам IX века. Мы же, не подвергая сомнению достоверность этих данных, приведем еще более ранние, но по большей части косвенные сведения о возможных предках древних башкир, которые содержатся в знаменитой работе русского историка В.Н.Татищева «История Российская», а также в ряде других работ, не являвшихся до этого времени по тем или иным причинам предметом изучения современных ученых.

В.Н.Татищев подробно изложил сведения из работ древнегреческих и римских историков, прокомментировав их своим видением проблемы. В частности, он приводит следующие сведения Клавдия Птолемея Александрийского: «К самым Римникским горам находятся саммиты... и более с восточной стороны поддавшиеся к Римникским горам тибиаки; за оными при заретах табеиты..., аскатанцы...»1. Очевидно, что «Римникские горы» у Птолемея — это Уральские горы, о чем свидетельствует его предыдущее высказывание об этой местности: «...Римникские горы, от которых произошли и оные некоторые (реки. - Р.З.), впадающие в Волгу реку; Даик река... и Норош гора»2.

Таким образом, названия Даик, т.е. Яик (р.Урал), и Норош гора, издревле известные в топонимике Южного Урала, безусловно, свидетельствуют о том, что, описывая в данном случае области, лежащие к востоку от Волги, Птолемей имел в виду Уральские горы. Отметим также, что реку Даик (Яик - Урал) Птолемей также именовал и как Римнус, как текущую с Римнических гор, а Каспийское море у него также именуется Гимническим3.

Комментируя эти сведения, В.Н.Татищев, на наш взгляд, вполне обоснованно сделал вывод о том, что «Римнус горы — часть Урала... из сих гор знатные реки к северу... Миас, УЙ, Тобол..., — далее он пришел к выводу, что «...тибиаки и та-беиты мню, междо татары род немалы, оный разделяется на несколько званей, яко Каратабынь, Кипчактабынь... Ас-катани, мню, ныне междо татары и род Катай»4.

Таким образом, изданного комментария русского историка мы можем предположить, что и Клавдий Птолемей, и Василий Татищев, через 1500 лет после него, имели в виду древние народы, которые, вероятнее всего, после вошли в состав башкирского этноса, и, что примечательно, более чем через 1000 лет, сохранив свой древний этноним «табын», дошедший, кстати, и до наших дней. Однако Татищев именует их татарами. С нашей позиции это не имеет большого значения, поскольку в те времена (XVIII век) из всех народов Урала только башкиры имели такие родоплеменные подразделения, как табын и катай, отголоски которых дошли и до наших дней.

Вместе с тем факт упоминания историками древнебашкирских племен как самостоятельного народа ие единичен. Так, в самом начале XV века известный арабский географ и путешественник Востока Абд ар-Рашид Ибн-Салих Ибн-Нури аль-Бакуви в своем «Кнтаб ал асар ва аджаиб ал-ма-лик ал-каххар» в Седьмой зоне помещал Бурджан - равнинную страну на севере, жители которой язычники5.

Напомним, что восточные ученые древности Мухаммед Ибн-Муса алъ-Хорезми (VIII век), аль-Казвини (XIII век) и даже в XIX веке азербайджанский географ Гаджи Зейна-лабдин Ширвани по традиции придерживались деления Земли на семь климатов, а впервые его применил сирийский географ Бардесан, позаимствовав у древних греков.

Для нас же очевидно, что равнинная страна Бурджан у Бакуви - это племя кочевников-бурзян, позже под этим же этнонимом вошедших в состав древнебашкирских родр-племенных образований, так как Седьмая Зона, по Бакуви, расположена в предгорьях гор Башкырт6.

Однако вернемся к Татищеву, который приводит сведения и более раннего автора Плиния Секунда Старшего, относящиеся к I веку н.э. Хотя данные сведения не бесспорны, на наш взгляд, они, безусловно, заслуживают внимания, так как в них речь идет об Уральских горах и их обитателях: и... Все внутренние состояния Азии описав, кРифейским горам приступаю... От конца севера к началу летнего востока суть некоторые скифи… оттуда показуется река Карамбуцис. Иде же течению звезд нижние Рифейских гор верхи кончатся, некоих аримфеев тамо быть, равный народ от опербореев поведают...»7.

Общеизвестно, что греческие и римские историки Рифейскими горами именовали Уральские горы. Если учесть, что для древних греков, равно как и римлян, все незнакомые им кочевые народы Востока были варварами-скифами, то становится очевидным, что уже во времена Плиния Старшего на юго-восточной части Южного Урала («от конца севера к началу летнего востока») жили кочевники. Между тем этот тезис не выглядит безосновательным. Так, в работе М.Н.Погребовой и Д.С. Раевского не исключается, что прабашкиры — потомки отделившихся скифов8 .

По мнению Татищева, название реки Карамбуцис тюркское, однако он почему-то отождествляет его с Невой9 . Мы же, соглашаясь с ним относительно схожести наименования Карамбуцис с тюркским словом, полагаем, что поскольку Плиний связывал эту реку с Рифейскими горами, то она может быть отождествлена с 3 крупными реками Урала, гидронимы которых весьма схожи или содержат близкие корни с Карамбуцисом Плиния: Караиделью (современная река Уфа), с Камой или текущей близ южных отрогов Уральских гор - Мугоджар Эмбой.

По Татищеву, Плиний Старший, кроме скифов, как жителей Рифейских гор, упоминает и аримфеев, которые живут там, где «...нижние Рифейских гор верхи кончатся», то есть где заканчиваются предгорья и начинаются степи.

Однако будем объективны. Ни один из этих народов, на основе скудных сведений Плиния Старшего, мы не можем отождествлять с предками башкир. Однако можно предположить, что какая-то часть из них, безусловно, могла позже образовать или влиться в одно из племен, в свою очередь вошедших в одно из племенных образований древних башкир.

Итак, из сведений как Плиния Старшего, так и Клавдия Птолемея мы вправе сделать следующие предположения.

Во-первых, уже в I и II веках нашей эры в южноуральских степях жили кочевники, притом именно примерно в тех районах, топонимика которых может быть отождествлена с современной топонимикой Южного Урала и близлежащих территорий.

Во-вторых, нельзя исключить, что часть потомков этих древних кочевых племен, много позже, стала частью одного из древнебашкирских племен.

Что касается сведений арабских ученых раннего средневековья, то, на наш взгляд, на них есть смысл остановиться подробнее.

Самое древнее из известных ныне документальных свидетельств из арабских источников, притом касающихся уже непосредственно башкир, относится к середине IX века н.э. Добыто это свидетельство было при весьма любопытных обстоятельствах, поэтому, опираясь на данные Н.Н.Пантусова, коротко осветим эту историю.

В 842 году багдадский халиф Васык-билля увидел во сне, что стена, воздвигнутая Зулькарнейном против вторжения яджуджей и маджуджей, разрушилась. С целью удостовериться в целостности стены, поскольку со вторжением мифических яджуджей и маджуджей в арабском мире связывался конец света, халиф отправил в путь своего переводчика (по-арабски сгарджеман». - Р.З.) Селяма Тарджемана с 50 спутниками далеко на северо-восток10.

Поясним, что Зулькарнейном арабы называли Александра Македонского, якобы построившего далеко на северо-востоке упомянутую стену с железными воротами для ограждения прочих народов от диких и жестоких яджуджей и маджуджей. Перед концом света эта стена якобы должна была разрушиться. Заметим также, что мифические яджуд-жи и маджуджи отнюдь не являлись вымыслом арабов. Древнейшие священные писания — Библия и Коран — также содержат сведения об этих народах и с ними же связывают конец света. Так, в Библии они именуются «Гоги и Магоги» (Пророчество Иезикииля, гл. 38-39), в Коране о них упоминается как о нечестивом народе, с просьбой защитить от которых местные народы обратились к Зулькарнейну (А.Македонскому), после чего последний воздвиг плотину (Сура 18. Аят 93).

Страну яджуджей и маджуджей арабские географы обычно помещали в последнем, самом холодном климате, так как, по их мнению, обычные люди там не могли жить. Мы можем предположить, что эта страна, по представлениям арабов, находилась за Уральскими горами, поскольку именно это вытекает из рассматриваемого ниже отчета Селяма Тарджемана халифу.

Отправившись из Саррманраи (предместье Багдада), Селям Тарджеман вернулся через 28 месяцев и представил халифу отчет о путешествии.

Судя по отчету, от владений хазарского царя Тархана, где они отдыхали 24 часа, Селям и его спутники с помощью 5 проводников «...через 27 дней дошли до пределов страны башкир»11 (у Пантусова по-арабски «башгырт». - Р.З.).

Хотя никаких сведений о стране «Башгырт» Селям Тарджеман в отчете не приводит, можно предположить, что, двигаясь с Северного Кавказа на северо-восток (Селям указал, что прошел через Тифлис, далее через земли аланского и хазарского царей), посланец халифа достиг страны «Баш-гырт» в районе заволжских степей. По нашему мнению, это могло быть примерно в северной части огромной территории, лежащей ныне между Каспийским и Аральскими морями.

Следующий путешественник, персидский географ Ибн-Даста, посетивший эти места в 912 году, также оставил описание башкир: «Между землею печенегов и землею болгарских Эсегель лежит первый из краев маджарских. Маджары — тюркское племя, живут они в шатрах, перекочевывая с места на место, отыскивая кормовые травы и удобные пастбища»12. По данным уфимского историка В.Филоненко, ссылающегося на Хвольсона, маджары поклонялись огню13.

Если учесть, что другой географ средневековья Абу-До-леф чуть позже, в 941 году, посетивший землю печенегов -страну Беджнак, помещал ее между Волгой и Уралом14, то очевидно, что Ибн-Даста имел в виду приблизительно местность, о которой Селям Тарджеман писал как о стране «Башгырт». Относительно же упоминания Хвольсона о том, что древние маджары были огнепоклонниками, считаем необходимым отметить следующее.

Общеизвестно, что до принятия мусульманства башкиры, впрочем как и другие народы края, были язычниками (или, как писали арабские авторы - маджуси), а некоторая часть их, вероятно, и огнепоклонниками. Именно поэтому весьма важным представляется мнение известной английской исследовательницы истории зороастризма М.Бойс, считающей степи к востоку от Волги и северу от Средней Азии родиной зороастризма - древней религии огнепоклонничества 15.

В отношении именования Ибн-Дастой древних башкир как «маджар» отметим, что многие арабские авторы средневековья, к примеру Масуди (X век), эль-Балхи (X век), а также европейцы Плано Карпини и Вильгельм Рубрук, башкир именовали мадьярами и наоборот16.

«Слово «мадьяр», - отмечал ВитевскиЙ, - у древних восточных писателей имело то же значение, что и «башкир», так как мадьяры и башкиры принимались за один народ... Путешественники находили башкирский язык тождественным мадьярскому»17.

Таким образом, очевидно, что встреченные Ибн-Дастой в 912 году маджары-башкиры были язычниками-огнепоклонниками и обитали приблизительно в тех же местах, где на полвека раньше их впервые встретил посланец багдадского халифа Селям Тарджеман.

В 922 году секретарь посольства халифа Муктадира в Волжскую Болгарию Ибн-Фадлан описал башкир как «народ из числа тюрок под названием башкиры»18, проживавший южнее Волжской Болгарии, то есть места слияния Волги и Камы.

Основываясь на данных Ибн-Фаддана, Н.А.Мажитов помещает «страну башкир Ибн-Фадлана» к юго-западу от современного Башкортостана, в степи севернее Оренбуржья; в Самарской области19, Р.Г.Кузеев- чуть южнее, ближе к Аральскому морю20.

Мы же полагаем, что эти мнения известных ученых не содержат больших противоречий, так как более точно локализовать древнюю страну башкир сегодня вряд ли возможно, кроме того, как любой кочевой народ, башкиры, безусловно, не могли иметь четких границ своих территорий.

Кроме данных названных ученых, факт прохождения Ибн-Фадлана через земли древних башкир обосновали и башкирский ученый З.В.Тоган21, и русский историк из США Г.В.Вернадский. В частности, последний в своей фундаментальной работе «История России» указал, что Ибн-Фадлан использовал «яицкий путь»32.

Позднее, в Х-ХШ веках, аль-Масуди, аль-Балхи, Идриси, Ибн-Якут, Ибн-Саид, аль-Казвини, ат-Димашки, Ибн-Хаукаль и некоторые другие арабские путешественники и географы страну башкир с небольшими расхождениями неизменно помещали в степи Заволжья и Приуралья или чуть южнее23. В частности, по Ибн-Хаукалю, «...турки, гузи, соседящие на севере с народом Башкард, жили между Хазарским и Хорезмским (Каспийским и Аральским. - Р.З.) озером»24.

Нельзя не отметить и весьма интересные в этом плане данные карты Идриси XII века, которые еще не были предметом внимания башкирских историков. На ней к северо-востоку от Волжской Болгарии Идриси поместил страну «Табуни»25.

Хотя Идриси писал о башкирах как о народе «Васджерть», живущем у реки Камы и восточнее, мы полагаем, что страной «Табуни» он, вероятнее всего, назвал территорию одного из древнебашкирских племен - табынцев, о которых, как уже отмечалось выше, по сведениям Татищева, упоминал еще древнегреческий историк Птолемей. В пользу нашего тезиса свидетельствуют и следующие факты.

Страна «Табуни», как уже отмечалось, у Идриси помещена к северо-востоку от Волжской Болгарии, то есть примерно в современном среднем бассейне реки Камы, ближе к Уральским горам. Во-вторых, из всех живущих на Урале народов, как известно, лишь башкиры имели и имеют родо-племенное подразделение «табын», ведь, основываясь именно на последнем факте, Татищев отождествлял «Тибиаков» и «Табеитов» Птолемея с родом «Табын» у башкир. В-третьих, страна «Басджерть», описанная Идриси, и страна «Табуни» на его же карте географически связаны между собой рекой Камой, то есть их можно локализовать как северо-запад и север исторического Башкортостана.

С точки зрения локализации страны древних башкир интерес представляют и косвенные данные упомянутого русского историка из США Г.В.Вернадского. Как известно, большинство арабских путешественников и историков отмечали факт проживания башкир по соседству с Волжской Болгарией. Между тем Вернадский, не приводя конкретных данных о башкирах, территорию Волжской Болгарии помещает западнее современного северо-западного Башкортостана, то есть примерно там же, где и арабские авторы. Согласно его данным, болгары поселились здесь около середины VII века н.э., когда под напором хазар они двинулись на север и осели в районе Средней Волги и Камы26, по соседству с язычниками - тюрками Поволжья и Южного Урала27. А «язычники-тюрки» этих мест, как мы полагаем, безусловно, включали в себя и предков древнебашкир-ских племен, описанных арабскими авторами как тюрки-язычники.

Кроме упомянутых авторов, весьма любопытные, но до сего времени еще не исследованные косвенные данные о башкирах конца XVI века оставил испанский посол Рюи Гонсалес де Клавихо, приехавший в Самарканд к великому хану Аксак-Тимуру.

В 1403-1406 годах он побывал во дворце Тимура и оставил описание похода последнего (вероятно, со слов самого хана или его придворных) в пределы владений золотоор-дынского хана Тохтамыша, куда, по данным Н.А.Мажитова и других историков, входила и часть страны башкир.

Гонзалес де Клавихо описал и знаменитую битву между войсками Тимура и Тохтамыша, состоявшуюся 22 июня 1391 года. Войско хана Тохтамыша, куда, по сведениям Н.А.Мажитова, входили «...черкесы, булгаре, кипчаки, аланы, башкиры»33, было наголову разбито . Весьма примечательно, что де Клавихо всех участников этих событий именует «татарами». По его данным, Аксак-Тимур гнался по степям за Тохтамышем, затем «...Тамурбек напал на него в самой Татарии, разбил и навел на народ такой страх, что на удивление»29.

Отметим, что хотя де Клавихо башкир здесь не упоминает, мы, на наш взгляд, можем сделать вывод о том, что под «народом Татарии» вправе подразумевать в числе других и башкир, поскольку само это сражение, судя по достаточно полным данным Н.А.Мажитова, произошло в стране башкир.

Кроме того, нелишне отметить, что это знаменитое сражение входит в число крупнейших битв мировой истории. Под названием «Сражение на озере Кергель» оно включено в словарь Т.Хартботла - Битвы мировой истории»30. В отечественной истории известно как битва на реке Кондурча 22 июня 1391 года. Заметим также, что Едигуй, упоминаемый у де Клавихо, незадолго до сражения предавший Тохтамыша, реальная личность, известная по общему эпосу башкир, татар, казахов и каракалпаков.

Южноуральские и приаральские степи известный историк средневековья аббат Миллот, подобно де Клавихо, в своей «Всеобщей древней и новой истории» также именует Татарией, а ее жителей - татарами31.

Нам же очевидно, что для представителей западного мира де Клавихо и аббата Миллота, по-видимому, все многочисленные кочевники Востока являлись татарами.

Из других историков, приводивших данные о древних башкирах, отметим и татарского историка из Турции А.-Б.Таймаса. Факт именования древних башкир некоторыми соседними народами словом шштяк» он объясняет тем, что «иштяка - это один из наиболее древних этнонимов башкир, «...не относящийся ни к какому другому племени кроме башкир»33.

Кроме того, уже упоминавшийся нами аль-Бакуви отмечал, что Седьмой климат «начинается на востоке, где леса и горы... Он проходит по горам Башкырт, к пределам аль-Баджнак, городам Сувар и Булгар... Башкырт большой народ, население живет в шатрах, крепостей у них нет... среди них есть такие, которые поклоняются журавлям...»33.

Однако будем справедливы. Все упомянутые выше ученые древности и средневековья в качестве древнейших обитателей Южного Урала называли не только народы, которые мы предположительно отнесли к возможным предкам башкир. Так, кроме уже знакомых нам тибеитов, табиаков и аскатанцев, Клавдий Птолемей Александрийский упоминает и о живущих близ Римнических гор (Уральских) ястах, махагенах, яксартах, тапурейцах34. Еще ранее Геродот называл среди здешних народов ириков и Плешаков33. В I веке н.э. Страбон, по данным Татищева, писал о роксоланах, живущих в прикаспийских и приаралъских степях, к югу от Уральских гор36. Примерно в эти же места Плиний Старший помещал цилиаытов, киммериев и Георгиев37.

Согласимся, что всех их трудно отождествлять с какими-нибудь конкретными предками современных местных народов. В связи с этим мы считаем неприемлемой точку зрения В.Н.Татищева о том, что упомянутые среди прочих народов «плешаки» — это предки волжских болгар38. Не вдаваясь в дискуссию со знаменитым историком, лишь напомним, что по всесторонне обоснованному мнению Г.В.Вернадского, на наш взгляд, наиболее объективного исследователя русской истории, болгары переселились сюда с юга под напором хазар лишь в VII веке н.э., тогда как упоминание Геродота о «плешаках» относится к V веку до н.э.39 По нашему мнению, относительно всех этих народов можно сделать следующие выводы.

Вероятность вхождения их потомков в состав народов Волго-Уральского региона очень велика. Более того, Г.В.Вернадский вполне обоснованно считает, что уже в ХУП-ХУШ веках соседями болгар были "финские племена, такие как буртасы (мордва), мари (черемисы)»40. Мнение его можно дополнить тем обстоятельством, что факт вхождения части болгарского компонента в состав современного татарского народа в научном мире сегодня, как правило, не оспаривается. Кроме того, наш тезис о возможном последующем вхождении упоминаемых Геродотом, Страбоном, Плинием Старшим и Птолемеем древних народов в состав предков современных народов Поволжья и Приуралья — мари, мордвы, татар, чувашей и башкир, косвенно подтверждается и выводами современных ученых-антропологов. Так, Г.Ф.Дебец считает, что «народы, жившие вначале в разобщенных областях..., вступают между собой в контакт и образуют смешанные популяции, в которых в той или иной степени преобладает один из исходных компонентов. Таковы, например, явления, связанные с великим переселением народов, которое привело к формированию антропологических особенностей современных узбеков, башкир, ногайцев..., физического типа народов Приуралья»41.

По мнению Р.М.Юсупова, современного башкирского антрополога, «...в формировании антропологического состава населения лесной полосы Волго-Камья и Западной Сибири ведущую роль сыграли различные варианты уральской расы»43.

М.С.Акимова также полагает, что древнее население Прикамья (пьяноборская культура) «явилось исходным пунктом для формирования в последующие века удмуртского народа, марийцев, мордвы, чувашей, а вероятно, и северных башкир»43.

По Р.М.Юсупову, предки этих народов были расселены здесь еще задолго до тюркизации края44, где формирование очертаний этнических территорий, по данным Р.Г.Ку-зеева, завершилось в XIV-XV веках45.

Суммируя данные о древних башкирах, мы можем заключить, что начавшееся в первых веках нашей эры, по мнению хакасского ученого Г.Г.Котожекова, широкое освоение степных пространств юга Западной Сибири, Приуралья, Поволжья4" привело к процессу образования народов Поволжья и Приуралья, в том числе и башкир, который был завершен к XIV веку.

1. Татищев В.Н. История Российская. Т.1. 4.1. М., 1994. С. 177.
2. Там же. С. 176.
3. Там же. С. 204. "
4. Там же. С. 180.
5. Керемов Н.К. Путешествия Бакуви. М., 1982. С. 27. й
6. Там же. С. 34.
7. Татищев В.Н. Указ, работа. С. 166.
8. Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и древний восток. М., 1992. С. 198-199.
9. Татищев В.Н- Указ, работа. С. 174.
10. Пантусов Н.Н. Как далеко простирались сведения арабских географов вглубь Средней Азии (Историческая справка). Казань, 1909. С. 7,
11. Цитируется по: Пантусов Н.Н. Указ, работа. С. 8.
12. Цитируется по: ВитевскийВ.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1757 года. Казань, 1897. Т. 1. С. 123.
13. Филоненко В. Башкиры. Уфа, 1915. С. 6.
14. Пантусов Н.Н. Указ, работа. С. 34, 37.
15. Бойс Мэри. Зороастрийцы, Верования и обычаи М., 1988. С. 88, 284.
16. ВитевскинВ.Н. Указ, работа. С. 123-124;
Филоненко В. Указ, работа. С. 6-7.
17. Витевский В.Н. Указ, работа. С.123.
18. Цитируется по: Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Уфа, 1974. С. 136.
19. Мажитов Н.А., Сулемшнова А.Н. История Б а и j корт оста на с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994. С. 128.
20. Кузеев Р.Г. Указ, работа. С. 136.
21. Ахметзаки Валиди Тоган. История башкир. История тюрков и татар, Уфа, 1994. С. 13-14.
22. Вернадский Г.В. История России. Т. 1: Древняя Русь. М., 1996. С. 236.
23. Витевский В.Н. Указ, работа. С. 123-124.
24. Пантусов Н.Н. Указ, работа. С. 64.
25. Скандинавы» славяне. М.: Прогресс, 1987. С. 75.
26. Вернадский Г.В. Указ, работа. С. 216, 235.
27. ВернадскийГ.В. История России. Т. 11: Киевская Русь. М., 1996. С. 382-383.
28. Мажитов Н.А., Сулейманова А.Н. Указ, работа. С. 305.
29. Рюи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 годах. СПб., 1881. С. 340.
30. Томас Хартботл. Битвы мировой истории: Словарь. М., 1993. С. 209.
31. Всеобщая, древняя и новая история аббата Миллота, содержащая повествование о всех народах мира и доведенная до 1815 года. СПб., 1820. С. 231.
32. Abdullah-Battal Taimas. Kazan tiirkleri. Ankara, 1966. 51 s. (на турецк. яз.).
33. Цитируется по: Керемов U.K. Путешествия Бакуви. М„ 1982. С. 70-71.
34. Татищев В.Н. Указ, работа. С.177.
35. Там же. С. 138-139.
36. Там же. С. 154.
37. Там же. С. 166.
38. Там же. С. 145.
39. Там же. С. 137.
40. ВернадскийГ.Б. Указ, работа. С. 237-238.
41. Дебец Г.Ф. Палеоантропология древних эскимосов //Этнические связи народов Севера Азии и Америки по данным антропологии. М., 19S6. С. 10.
42. Юсупов P.M. Об уралоидном компоненте в антропологическом типе башкир//Материалы к антропологии уральской расы. Уфа, 1992. С. 51.
43. Цитируется по: Юсупов P.M. Указ, работа. С. 51.
44. Там же. С. 54.
45. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992. С. 88.
* * *
Tags: ИСТОРИЯ, башкиры, туранцы, тюрки, этнология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments