soraman (soraman) wrote,
soraman
soraman

Category:

Минхылыу Усманова. ЭТНОНИМЫ ТАЗ, БОРЗЕН, ТЕЛЕУ


1 | 2 | 3 | 4

См. Усманова Минхылыу Губайтовна. Имя отчей земли. Уфа, Китап, 1994

ТAZLAR 'ТАЗЛАР'. По мнению башкирского ученого профессора Дж. Г. Киекбаева племя Tазларцев (по-башкирски таззар, тазлар) является одним из самых древних автохтонных башкирских племен па Южном Урале. И если отождествлять Tазларцев с Aргиппеями древнегреческого историка Геродота (V век до и. э.), — отмечает он, — то можно предположить, что они обитали на Южном Урале уже с V века до н. э. (1) «...историк Геродот, описавший быт кочевых племен на западном склоне Рифейских (т. е. Уральских) гор в V в. до н. э., между прочим указывает, что племена Будины и Aргиппеи пьют кобылье молоко, из него делают сыр, называемый иппак, и пьют также кислый сок плодов, который называют асхи. Будины Геродота, очевидно, то же самое будун «народ» орхонских надписей, — продолжает Дж. Г. Киекбаев слово иппак напоминает башкирское диалектное слово ипмэк и слово асыhы или асы hыуы, что, с нашей точки зрения, может быть истолковано как «кислая жидкость» (2). Геродот в своей «Истории», между прочим отмечает, что у подножия высоких гор обитают люди, о которых говорят, что они плешивые, а имя их «аргиппеи». Слово таз по-русски означает ‘плешивый’. И. И. Соколов считает аргиппеев-плешивых — аборигенами территории Башкирии, родственными башкирам, и локализует их у подножия Рипейских (Уральских) гор (3).

В исследованиях Н. Л. Аристова этноним Тазлар фиксируется одним из 12-ти байулинских. родов Малой Орды: Адай, Джаппас, Алача, Байбакты, Маскарь, Бершь, Тазлар, Иссентимер, Черкес, Тана, Кызыл-курт, Шихлар. Он также отмечает, что Тазлар или Таслар может происходить от народа Тасъ (Тасы) (4).

Родо-племепные образования Таз (Тас) имеются в составе североалтайских кумандинцев, казахов, кыргызов, узбеков, туркменов, ногайцев (5). По исследованиям Л. П. Потапова, в 60-х годах XVII в. сеок тас составлял ясачную «Тастарскую волость», причислявшуюся тогда к «горным порубежным волостям» Томского уезда, находившимся в северных отрогах Кузнецкого Алатау. В начале XVIII нека тастары упоминаются в «Сокровенном сказании» рядом с телесами. Возможная близость тастаров с телеутами также высказана им же (6) (см. этнонимы Теле//Телес).

Этноним Таз как название родо-племенного подразделения башкирского племени Юрматы на территории исторического Башкортостана фиксируется в дер. Айыусы, Азнай, как название родового подразделения племени Borjan 'Бурзян' в дер. Утэкэй (другое название Борзен), как название родового подразделения Бушман-Суун кыпчакского рода племени кыпчак в дер. Йомагужа, как название родового подразделения рода — Кара (Карый)-Кыпсак) племени Кыпсак в дер. 'Кыпсак-Аскар, как название родового подразделения племени Ай в дер. Султай, то же рода Каратаулы племени Ай в дер. Казырбаk, Иске Kаратаулы; то же рода Карт алтаузар в дер. Эбдрэшит (7).

_______________________________________

BORJAN 'БОРЗЕН'. По историческим и этнографическим данным среди башкирских племен одним из древних и многочисленных было племя Borjan 'Бурзян'. В литературе и в переводах с арабо-персидских текстов встречаются следующие формы написания данного этнонима: Бурзян, Бурджан, Бурджана, Борджан, Бурьян, аль-Буржан.

В трудах восточных средневековых авторов, а также башкирских и татарских дореволюционных ученых содержится немало сведений об этом племени. В частности, по исследованиям В. Г. Крюкова, и сочинениях арабских географов и историков IX—X вв. (ал-Хваризми, ал-Фаргани, Ибн-Русте, Ибн ал-Факих, ал-Йа'куби, ал-Масуди и др.) в перечислении народов, населивших Европу, встречается этноним Бурджан.

У ал-Хваризми названием Бурджан обозначается страна, которая соответствует Сарматии у Птолемея (8). Исходя из этого можно утверждать, что территория Бурьян связана с Восточной Европой. М. Уметбаев приводит легенду об Акташе — царе башкир, согласно которой бурзяне существовали как самостоятельная этническая группа еще во времена Александра Македонского (IV в. до н. э. — М. У.). Об этом он пишет так: «Искандер шел от Хатая (Китая) к уйгурам, которые были сородичами башкир. От них (от уйгур) он направился в Туркестан, оттуда — в Хаверстан, оттуда — к Алан Бурджанам» (9).

Ибн Кутайба причисляет бурджан к числу потомков Иафета — родоначальника северных народов (10). Историк Хишам Ибн ал-Калби (VIII — начало IX в.) перечисляет следующие пароды «из числа сыновей Яфета»: Юнан (Ант - прим. Урал. Б.), Саклаб, Абдар (т. е. болгары), Бурджан, Бурджас (Осетины- прим. Урал Б.) и Фарс» ().

В сочинениях Ахбар аз-Заман замечено, что бурджане совершали набеги па славян, хазар, тюрков, но главный объект их нападений — земля ар-Рум (Византия). Автор данного сообщения о бурджанах указывает размеры их страны: 20 дней пути к глубину и 30 дней пути в ширину. Это описание по исследованиям В. Г. Крюкова соответствует Дунайской Болгари (11). По Ибн Хордадбеху, страна бурджанов расположена на север от Македонии, провинции ар-Рум (Византии), а в другом месте он же пишет, что бурджане, также, как славяне и авары, находятся па севере от ал-Андалуса (12).

В некоторых источниках термин бурджан применяется для обозначения народа, обитающего в Западной Европе. Так, Харун ибн Иахйа (начало X в.) в своей записке, приведенной у Ибн Русте, говорит об ал-Ифрапджа (страна франков), граничащей с ал-Бурджан до Бартанийи (Британии).

В начале XIII в. Якут на основе данных, почерпнутых из какого-то более раннего, не дошедшего до пас источника, писал, что среди стран Хазарии находилась «область Бурджан». В данном случае по предположению Т. Левицкого речь может идти о Великой (Кубанской) Болгарии ().

М. Мекки приводит из записей аль Омари выдержку о «Борджанах»: «...жители ее (этой страны) — множество борджан, живущих па севере. Об их жизни не имеется сведений из-за отдаленности их страны» (13).

По мнению В. Г. Крюкова, название Бурджан в сочинениях арабских авторов IX—X вв. должно быть признано прежде всего обозначением праболгарского племенного объединения раннего времени не позднее середины IX века. Впоследствии термин Булгар (Бургар) как обозначение дунайских болгар вытеснил этноним Бурджан (14). С данным выводом перекликаются мнения М. И. Артамонова, А. Б. Булатова.

Как известно, египетский султан Бейбарс (бывший мамлюк-раб) происходил из рода «Бордж углы», что легко ассоциируется с «Борджаном». М. И. Артамонов, говоря о народе «баслы», который в армянских источниках неоднократно фигурирует вместе с хазарами, отождествляет их с «барсилами» и полагает, что они (барсилы) совпадают с подразделениями болгар (15). А по мнению А. Б. Булатова, «барсилы» или «барсула» — это те же «Борджане» (Бордж углы) (16).

У ал-Масуди в Китаб ат-танбих встречаем сообщение, что ал-Булгар — «один из видов ассакалиба (славян)» — вместе с русами, армянами и печенегами используются Византией для борьбы против ее врагов, в том числе Бурджан. По всей вероятности, сообщает В. Г. Крюков, здесь термином Бурджан ал-Масуди обозначает венгров середины X в., с которыми в это время воевали византийцы (17).

Немало интересного можно почерпнуть и из высказываний Х.Г. Габяши. В частности, он говорит о разделении племени угро-булгаро-башкирдо-мишаро-мажар на две группы: южную и восточную. Одна группа угыр-баш или угыр-башкорт расселилась по южным отрогам Уральских гор и по р. Яик. А другая большая группа башкир под названием Буржан передвинулась дальше на юг и дошла до Хорезма. Оставшаяся часть бурзянцев живет па своих старых местах, в современной Оренбургской губернии (18).

Особое внимание заслуживают высказывания Л. П. Толстова и Дж. Г. Киекбаева. Как пишет Л. П. Толстов, в начале I тысячелетия Хорезмийское государство, утратив свои позиции па юге, развивает активную деятельность на северо-западе, в частности, подчинил себе прежде независимые племена, распространяя свое влияние вплоть до Приуралья и обложил данью все это население, откуда от племен Ян (ян) в Кангюй поступала пушнина (19).

Все это дало возможность Дж. Г. Киекбаеву связывать племена Ян с племенами Бурзян (Буръян, Борзен) и Тамьян (20).

По сообщениям древних арабских авторов Бурзянское племя башкир еще в V в. обитало в районе современного Мангышлака (21). На существование города Бурджан в низовьях Волги указывает Якут аль Хамави (XIII в.) (22).

Таким образом, по историческим и этнографическим данным восточных средневековых авторов можно проследить местопребывание бурзян.

Вопросы этнической истории и расселения башкирских племен и родов подробно рассмотрены профессором Р. Г. Кузеевым. В частности, он отмечает, что бурджанские группы, смешавшиеся с огузамн и кыпчаками, в эпоху позднего средневековья приняли участие в формировании тюркских народов Причерноморья и Крыма. Им же определены места их обитания. По его мнению, расселение бурзян в XVII—XIX вв. отличается от сложившихся в историко-этнографической литературе представлений.

Каждое башкирское племя имело свои, принадлежащие только им различительные условные знаки: у Бурзян — дерево (агас) Имэн 'Дуб', птица (кош) — Козгон ‘Ворон’ (по другим источникам — Боркот 'Орёл'), клич (оран) — Актуган, знак (тамга) — Ягалбай 'Дербник'.

_________________________________

TELE//TELES ‘ТЕЛЕ//ТЕЛЕС’. По данным ряда исследователей, племя Теле легло в основу существующих ныне тюркских народностей (23). Как сообщают китайские письменные источники, уже в первой половине I тысячелетия нашей эры под названием Теле была известна целая группа племен кочевников-скотоводов, обитавших преимущественно в восточной части Центральной Азии. Различные племена под названием теле жили между Аральским и Каспийским морями (24). В частности в одной из генеалогических историй предков Суй ведется речь о племенах Средней Азии и в ней говорится о проживании в Западном Туркестане до Хазарского моря тюркского племени Ба-шу-ки-ли, которое является одним из ответвлений тюркского племени Теле. Там же говорится, что Теле является прямым потомком Ниуйнг-ну (т. е. гунны — М. У.). Племя Ба-шу-ки-ли, по мнению китайского ученого Чанг, означает ‘Башkорт’ (25). Ахмет-заки Валиди Туган древнетюркский этноним Теле фиксирует как Тие-ле и отмечает, что по-турецки племя Тие-ле звучит как Телес или Телес (26).

Как пишет Н. А. Аристов, древние племена теле и турк-тукю после падения владычества их в Монголии разбились на мелкие части, вошедшие преимущественно в состав союзов или племен кирейского, найманского и аргынского (от этнонима аргын: имя Аргынбай, фамилия Аргынбаев в Баймакском районе РБ — М. У.), а также лесных народов и племен между Байкалом и Иртышом. Остатками турков-тукю являются телесы в Алтае, а остатками теле — телеуты (27). В своих исследованиях Р. Г. Кузеев отмечает, что башкирские и казахские этнонимы Телеу восходят к телеутам и доказывает тождественность этнонимов Телеут и Телеу (28).

Из тождественности данных этнонимов Телеу и Телеут можно констатировать, что этноним Телеу, зафиксированный в составе топонимов Сакмарского бассейна, восходит к этнониму теле. Л. П. Потапов также считает, что основные тюркоязычные родо-племенные группы телеуты, теленгиты и телесы сохранили в своем названии древний этноним Теле (29). Древний тюркоязычный этноним Теле в форме Телеу зафиксирован у башкир, Тели — у каракалпаков, Телеу у казахов, узбеков, Телев — у киргизов, Теле — среди ногайцев (30).

Н. А. Аристов, В. В. Востров и М. С. Муканов считают предками казахов-теляу тюрков племени Теле (31). С башкирским этнонимом Телеу, восходящим к Теле, в Сакмарском бассейне фиксируется топоним Тилэулэр •кыуышы букв, 'местность, где кочевал род тиляу', другое название — Тилэулэр хады 'болото тиляуцев'.(32)

Таким образом, на территории исторического Башкортостана, в том числе и в Сакмарском бассейне, проживали раннесредневековые тюркские племена Теле. Об их пребывании на данном регионе свидетельствуют названия гидрообъектов hакмар-Теле, Барака-Теле, Телегэзэ, Тилэк и др. в которых запечатлен древний этноним Теле. (33)

Древний этноним Теле зафиксирован и в топонимии других территорий: гидроним Тели в Монголии, система гор Деле и Теле-Коль в Казахстане (34), в форме Дели отмечается в четырех ойконимах Деллер и орониме Дели-лер в Азербайджане. В XIX в. в Азербайджане было девять топонимов Делиляр (35).
_____________________________________________


Библиография

1. Киекбаев Дж. Г. Вопросы башкирской топонимики, С. 233; Соколов И.И. Территория Башкирии и её население в свете историков древности. С. 42-44, 98.

2. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, С. 379, 384.

3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974, С. 355.

4. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 186.

5. Кузеев Р.Г. Этнический состав башкир в XVII-XIX вв., С. 6, 10, 32, 67, 74, 84, 87, 89.

6. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 5.

7. Умитбаев М. Ядкар. Казань, 1897, С.40.

8. Гаркави А.Я. Сказания восточных писателей о русах (прим.:викингах) и славянах (с пол 8в. до 10 в.) - Л., 1870, С. 15.

9. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 7.

10. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 6.

11. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 5.

12. Мекки М. (ар-Рамзи) Тальфик аль ахбар. Оренбург, 1908, С. 231.

13. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 8.

14. Артамонов М.И. История хазар. М., 1962, С. 234-235.

15. Булатов А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах//Археология и этнография Башкирии. Т. IV, Уфа, 1971, С. 323.

16. Крюков В.Г. Этноним "бурджан" у арабских авторов 9-10 вв.//Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Т.1, М., 1981, С. 8.

17. Габяши Х.Г. Мофассал тарих кауме торки (История тюркских племён). Уфа, 1909, С. 109-110.

18. Толстов Л.П. Древний Хорезм. М., 1948. С. 25-26.

19. Киекбаев Дж. Г. Вопросы башкирской топонимики, С. 232-233.

20. Кудашев А.Г. Башкирские и татарские дореволюционные деятели культуры о древних башкирах//Археология и этнография Башкирии. Т. IV, Уфа, 1971, С. 321.

21. Булатов А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах//Археология и этнография Башкирии. Т. IV, Уфа, 1971, С. 324.

22. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974, С. 512, 514.

23. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, С. 445; Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 147.

24. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 147, 149, 150-151; Заки Валиди Тоган. Башкорттарзэн тарихи, С. 6.

25. Заки Валиди Тоган. Башкорттарзэн тарихи, С. 5-6.

26. Заки Валиди Тоган. Башкорттарзэн тарихи, С. 6.

27. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, С. 446.

28. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974, С. 226.

29. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 45.

30. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков, С. 228; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974, С. 266; Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв.

31. Востров В.В., Муканов М.С. родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата, 1968, С. 106; Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности, С. 294, 297, 298.

32. ЦГАДА, Ф. 1356, оп. 1, д. 3549.

33. Словарь топонимов Башкирской АССР, С. 142.

34. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев, С. 157

35. Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана, С. 37

1 | 2 | 3 | 4
Tags: ИСТОРИЯ, башкиры, туранцы, тюрки, этнология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments